Указом Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2006 года № 103 утверждена Государственная программа по борьбе с преступностью на 2006–2010 годы

Государственная программа разработана в целях координации деятельности государственных органов, общественных объединений и иных организаций по вопросам противодействия опасным тенденциям в динамике преступности, обеспечения правопорядка, личной и имущественной безопасности граждан.

Комплекс мер, предусмотренных Государственной программой, основывается на анализе криминогенной ситуации и прогнозе развития преступности в Республике Беларусь, результатах научных исследований, практике борьбы с преступностью. В ней учтен опыт выполнения мероприятий Государственной программы по усилению борьбы с преступностью на 2004–2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2004 г. № 75, программы Союзного государства «Борьба с преступностью на территории государств – участников Союзного государства на период 2003–2005 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Союзного государства от 30 декабря 2002 г. № 48.

Важное место в системе мер по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан занимают вопросы неприкосновенности жилища.

Гарантия неприкосновенности жилища входит в состав конституционного права на жилище (ст. 29 Конституции Республики Беларусь) и должна обеспечивать абсолютное личное право граждан, проживающих в жилом помещении, которое связано с их имущественным правом, и означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

Подобное положение содержится и в ст. 17 Международного пакта гражданских и политических прав (ратифицировано Республикой Беларусь 12 ноября 1973 года), согласно которой никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательством на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательством на его честь и репутацию.

В работе по обеспечению правопорядка сохраняет свою актуальность профилактика преступлений против собственности, особенно краж личного имущества граждан, разбойных нападений и грабежей.

Поэтому немаловажное место в Программе отводится, в частности, работе по установке в подъездах жилых домов входных дверей усиленных конструкций с замочно-переговорными и другими замочными устройствами.

В соответствии со строительными нормами («Жилые здания» СНБ 3.02.04-03, пункты 5.7 и 5.8) в многоквартирных жилых домах и общежитиях наружные двери, ведущие в жилую часть здания, хозяйственные и технические подполья, на крыши, а также внутренние двери технических помещений и чердаков должны быть усиленными и выполняться из металлических конструкций в соответствии с установленными требованиями. Наружная дверь главного входа в жилую часть многоквартирного жилого дома должна быть оборудована домофоном или кодовым замком, а также приборами самозакрывания с ограничителями хода дверей (остановами). В полотне наружных и тамбурных дверей, ведущих в жилую часть многоквартирного жилого дома и общежитие, должно предусматриваться смотровое отверстие-окно, низ которого должен быть не выше 0,9 м от уровня пола, а его заполнение должно осуществляться закаленным стеклом по ГОСТ 30698 (допускается заполнение смотрового отверстия-окна обычным стеклом при условии защиты его металлической решеткой).

Установка замочных устройств на входных дверях подъездов при капитальном и текущем ремонтах зданий и сооружений этими нормативами не предусмотрена. При проведении капитального ремонта жилого дома местные исполнительные и распорядительные органы принимают отдельные решения по установке кодовых замков за счет средств капитального ремонта. В эксплуатируемых жилых домах установка замочных устройств осуществляется за счет средств населения.

По данным Минжилкомхоза, на 1 января 2005 года в республике на различные замочные устройства (домофонная связь, кодовые, механические) было закрыто более 57 тыс. входных дверей в подъезды, что составляло 60 процентов от всего количества подъездов обслуживаемых организациями жилищно-коммунального хозяйства (96,8 тыс.). В течение 2005 года установлено около 10 тыс. дверей с замочными устройствами, что в целом обеспечивает закрытие 67,2 (69,5 процента) тыс. подъездов.

В Могилевской области и г. Минске закрытие входных дверей в подъезды на замочные устройства практически было завершено в 2004 году, и в 2005 году производилась замена их устаревших модификаций на новые. В других регионах в настоящее время закрыто от 29 до 73 процентов подъездов от всего количества обслуживаемых в области, в том числе в Брестской области – 4066 подъездов (43 процента), Витебской – 7690 (52 процента), Гомельской – 10591 (73 процента), Гродненской – 6876 (63 процента) и Минской области – 3855 (29 процентов).

В целях стимулирования организаций жилищно-коммунального хозяйства показатель по закрытию входных дверей подъездов на замочные устройства учитывается при подведении итогов ежегодного республиканского смотра санитарного состояния и благоустройства населенных пунктов Республики Беларусь. Такой же показатель включен в условия проведения ежегодного республиканского смотра содержания и технического состояния жилищного фонда.

Работа по закрытию входных дверей в подъезды продолжается и в текущем году. В соответствии с планом действий Минжилкомхоза по выполнению прогнозных показателей на 2006 год организациям жилищно-коммунального хозяйства поручено довести обеспеченность подъездов обслуживаемых жилых домов входными дверями усиленных конструкций с замочно-переговорными и другими замочными устройствами до 100 процентов. Всего необходимо установить в течение 2006 года более 25 тыс. усиленных дверей. Стоимость данной работы составит около 16 млрд. рублей.

Организациям жилищно-коммунального хозяйства поручено усилить разъяснительную работу с населением по привлечению средств граждан на указанные цели. Рекомендовано подрядным организациям, занимающимся установкой входных дверей и замочных устройств, производить эту работу с предоставлением гражданам возможности погашения ее стоимости в рассрочку в сроки от 3 до 6 месяцев.

Наряду с этим Минжилкомхоз обратился к облисполкомам и Минскому горисполкому с просьбой принять соответствующие решения по доведению на 2006 год гор-, райисполкомам заданий по установке в подъездах жилых домов дверей усиленной конструкции и замочных устройств с привлечением для выполнения этой работы денежных средств из различных источников финансирования, а также выделить денежные средства на эти цели малоимущим гражданам и многодетным семьям.

Государственная программа по борьбе с преступностью предусматривает завершение реализации в 2006 – 2008 годах во всех регионах республики комплексной программы «Закрытый подъезд» в части оборудования подъездов многоквартирных жилых домов запирающими устройствами. При этом поставлена задача улучшить освещенность улиц и дворовых территорий населенных пунктов, подъездов домов в темное время суток, оборудование общественных мест с массовым пребыванием граждан системами видеонаблюдения с выводом сигнала на пульт оперативно-дежурных служб территориальных органов внутренних дел в целях повышения безопасности граждан, устранения условий, способствующих совершению правонарушений в указанных местах.

Будут продолжены в 2006 – 2010 годах работы по оборудованию средствами охранно-пожарной сигнализации, подключению к автоматизированным системам охранной сигнализации, радиоканальным системам передачи извещений объектов и квартир граждан, а также продолжена работа по созданию и внедрению систем радиоохраны для обеспечения охраны нетелефонизированных объектов, квартир и жилых домов граждан.

Реализация намеченных программных и других мер будет способствовать не только пресечению правонарушений, но и обеспечению конституционной гарантии неприкосновенности жилища.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

Газета «Недвижимость Белоруссии»