Осторожно, двери открываются

Под видом соцработников, электриков, сантехников, медиков, под различными предлогами мошенники и воры заходят в наши дома. И чаще всего их жертвами становятся пожилые люди. Что до способов обмана, так их хоть отбавляй. Наиболее популярны легенды о бесплатной замене газовой плиты, ремонте, обмене старых денег якобы на новые или на сувенирные банкноты, рассказали в Главном управлении уголовного розыска МВД. А недавно 75–летней витебчанке мошенники умудрились поменять ее белорусские на пять тысяч купюр... «Банка приколов РФ».

Вот и мы со старшим участковым Ленинского РУВД Минска Павлом Семашко возьмем истории из милицейских сводок, костюмы и прочие атрибуты для перевоплощения и проверим, легко ли аферисту попасть в жилища наших граждан.

Капкан для стариков

Семь вечера. «Зайдем в 28–ю квартиру», — предложил Павел. Хозяйка, Тамара Николаевна, уже лет семь как на пенсии. Дети разъехались по заграницам, она осталась в Минске одна. Категория для надувательств самая подходящая.

— Преступник, наверное, не в любую квартиру пойдет? Небось, справки наводит, наблюдает?

Инспектор говорит, что чаще такой подход практикуют в сельской местности, в городах же в основном действуют «на удачу». А бывает, что и ведут человека, допустим, в день пенсии от кассы до квартиры.

По домофону нам ответил старушечий голос.

— Добрый вечер, это из ЖЭСа, — заявила я, вспомнив про способ обмана, который на слуху. Надеялась, что на него вряд ли поведутся.

Но дверь открылась. Открыта она была и в квартире. Участкового здесь знали, поэтому он остался на лестничной площадке, чтобы не рассекретить «операцию» раньше времени. Я заглянула внутрь. Хозяйки в прихожей нет. Вот и ошибка номер один: была бы я воришкой, успела бы изучить содержимое карманов и сумочки. Точнее, это уже второй промах. Первый случился, когда нас, даже не спросив, кто мы и зачем пожаловали, впустили не то что в подъезд — в квартиру.

«Иду, иду», — послышалось из дальней комнаты. Но сама Тамара Николаевна объявилась только минуты через три, в домашнем халатике и с какими–то бумагами в руках.

— Я из ЖЭСа, тут у вас...

— Знаю, знаю. Давно вас жду. Вот. Подписи жильцов на шумного соседа.

— Надо же, даже выдумывать ничего не пришлось, — проговорила я в сторону двери. Оттуда вскоре появился милиционер и рассказал хозяйке о нашей профилактической акции и, вручив памятку «Как не стать жертвой аферистов и воров», добавил:

— Если к вам пришли незваные визитеры, попросите их подождать за дверью. А сами позвоните в службу, которую они якобы представляют, и уточните, направляли ли к вам специалистов... Вот почему вы даже документов у девушки не спросили?

Старушка развела руками и улыбнулась. Участковый рассказал ей несколько недавних случаев, когда в районе псевдосоцработники обворовывали пенсионеров. Заодно поинтересовался делами Тамары Николаевны, успехами ее детей и внуков, здоровьем, и мы ушли.

В следующей квартире (уже на территории другого участкового) проживала пара пенсионеров. Супруг так долго через домофон расспрашивал, кто мы и откуда, что я обрадовалась: злоумышленника в дом точно не пустит. Но и эта дверь, как в сказке... отворилась. На сей раз представились работниками ЖРЭО. Легенда была правдоподобной: жильцы дома жалуются, что холодно зимой, и теперь мы якобы измеряем температуру в квартирах, чтобы выяснить, нужны ли работы по утеплению.

И только нас пригласили войти, как на пороге появился молодой человек, сын хозяев. Ну, этот точно раскусит! Но нет: парень вместе с нами пялился на термометр, который где–то раздобыл Павел, а потом и вовсе ушел в свою комнату, лишив нас всякой надежды быть разоблаченными. (Настоящие же преступники, при появлении третьих лиц, родственников, как правило, уходят.) Между прочим, еще немного — и мы бы распивали чай с этим семейством. Но время снимать маски. Достаем удостоверения, объясняемся.

— Ну, цирк. Так вы не из ЖРЭО! — расхохотались хозяева.

Смех смехом, а ведь преступники могут оказаться настоящими и случаев таких немало. Старший участковый рассказывает, как не попасться на удочку аферистов, пару свежих историй в тему. А я припомнила, как недавно в Гомельской области дамочка заходила к пожилым сельчанам под видом работницы энергонадзора и воровала деньги. Во второй раз она якобы печное отопление проверяла.

Хозяева бы еще долго сокрушались по поводу собственной невнимательности, но нам нужно было уходить.

 Авантюристы широкого профиля

— Мы из райисполкома, дедушка, — представляемся на пороге очередной квартиры. Ее хозяин вообще впустил нас в подъезд, ни о чем не спрашивая.

— Откуда? Плохо слышу.

— Ну, из райисполкома... Из собеса, дедушка. Вам материальная помощь положена, но нужно ваши документы посмотреть. Не принесете?

И он бы принес, кабы не остановили. В общем, и тут мы во всем «признались» и попросили минчанина быть осторожнее.

Между прочим, впускали нас и в нарядах медработников. Я даже успела давление измерить, вспомнив, что так же действовал псевдомедик в прошлом году в одном из областных городов. Говорил, что поликлиника так заботится о пожилых людях. Дверь нам открыли и как людям, собирающим мнения о выгуле собак в неположенном месте. И когда мы говорили, будто в доме завелись тараканы и предлагали купить средство от них. Пару раз, кстати, реально могли втюхать по полкило... соды.

Сработал даже рецепт надувательства от малолетнего воришки Генки, который он мне когда–то рассказал в одной ИДН. Теперь я, как и он, надела спортивную форму и давай по лестнице бегать. Когда мое лицо полыхало и дыхание было что надо, взяла пустую пластиковую бутылку и позвонила в дверь на первом этаже. Открыла старушка.

— Выручайте, — говорю, — бабушка. Только с пробежки. До дома далеко... Мне бы водички попить...

И пошла сердобольная хозяйка на кухню, а вор такой шанс точно не упустит. К ее возвращению рядом со мной уже стоял милиционер, который рассказал про замысел сего спектакля.

«Вот так–так, — покачала головой бабушка. — Это же я такая доверчивая». Старушка говорила, что недавно к ней приходила какая–то дама со свертком на руках и просила якобы ребенка перепеленать. А раньше молодой человек уговаривал купить «очень нужные в хозяйстве приборы», которые можно было испытать прямо на месте.

Еще бывает, что люди в одной комнате телевизор смотрят, а входную дверь закрыть забывают, уже на улице продолжает Павел Семашко:

— Так же поступают, когда выносят мусор, а тут и сумочка на полу в прихожей. Так что вору и напрягаться особо не приходится.

За пару дней мы с «напарником» попытались напроситься квартир в 35. Дверь открыли почти во всех. Однако в большинстве случаев жильцы все же глаз с гостей не сводили и дальше порога не пускали. Бывало, и документы у нас спрашивали, а некоторые, к нашей великой радости, даже собирались в службы звонить, чтобы узнать что–нибудь о визитерах. Этим людям старший участковый пожимал руки и благодарил, как он сказал, за бдительность.

Правила четырех «не»

Не верьте якобы социальным работникам, которые сообщают вам о неожиданной прибавке к пенсии, перерасчете квартплаты в вашу пользу или обмене денег на дому.

Не верьте тем, кто сообщает о нечаянном крупном выигрыше или суперпризе.

Не соглашайтесь на «выгодное вложение денег» или на спор на деньги.

Не отдавайте незнакомцам ваши ордена и медали — якобы для выставки в музее.

Компетентное мнение

Чаще всего мошенники и воры представляются работниками социальных служб, предупреждает старший оперуполномоченный по особо важным делам ГУУР МВД Владлена Харитонова:

 — Иногда мошенничество перерастает даже в разбой. Пару лет назад в Минске и Гродно «работала» литовская преступная группа. Бандиты собирали о потенциальных жертвах информацию, а после звонили им и говорили: «Ваш родственник сбил человека и срочно нужны деньги для «решения вопроса». Вскоре приезжали за деньгами. И ведь отдавали же люди! А один потерпевший, не найдя в кошельке нужной суммы, пошел вместе с аферистом в банк, чтобы снять деньги.

Скольких пожилых людей успела обмануть эта компания, сказать сложно. Пока зарегистрировано шесть случаев. И лишь одна старушка засомневалась и, открыв мошеннику дверь, позвонила сыну... Гость вдруг ударил ее и, выхватив деньги, убежал.

Преступников поймали и наказали, однако само мошенничество, как говорит Владлена Харитонова, выявить и доказать не так–то просто. Во–первых, люди преклонного возраста не сразу его замечают и не сразу о нем сообщают. А во–вторых, аферист, который продал, допустим, по его словам, дорогущий фотоаппарат (на самом деле он стоит копейки), потом удивляется: «Как, подделка? А я и не знал». Вот и предъяви ему что–нибудь.

Советская Белоруссия №225 (24362). Пятница, 29 ноября 2013 года.

Автор публикации: Людмила ГЛАДКАЯ

Фото: Александр РУЖЕЧКА

www.sb.by