Угроза – как стимул?!.
По данным компании Memoori, общий объем производства систем физической безопасности на планете в 2015 году составил $27,2 млрд. С 2010 года рост мирового рынка безопасности составляет в среднем 7,82% в год. К счастью для продавцов и к сожалению для их клиентов, этот рост стимулируется повышением уровня угроз самого различного характера – техногенных, криминальных и, конечно же, террористических.
Объем белорусского рынка систем безопасности подсчитать довольно затруднительно. По словам экспертов «Дела», обороты этого рынка в нашей стране в отдельных сегментах исчисляются десятками миллионов долларов. То есть, учитывая тенденцию роста можно говорить о возникновении в Беларуси еще одной перспективной рыночной ниши, в которой с определенными оговорками может успешно работать частный бизнес.
Чемпионат мира – как стимул
Первым серьезным документом, регулирующим вопросы обеспечения безопасности в нашей стране, стал Указ Президента РБ №534 от 25 октября 2007 г. «О мерах по совершенствованию охранной деятельности». С изменениями, внесенными в него в 2011 году, этот документ регламентировал – какие объекты должны подлежать обязательной охране, как эта охрана должна быть организована, какие организации имеют право создания собственной военизированной охраны, ее полномочия, оснащение, в том числе – ношение, хранение и применение оружия и спецсредств.
Однако комплексно об оснащении системами безопасности в Беларуси задумались только в период подготовки к Чемпионату мира по хоккею. 28 ноября 2013 г. был издан
Указ Президента №527 «О вопросах создания и применения системы видеонаблюдения в интересах обеспечения общественного порядка», а 30 декабря 2013-го в его развитие белорусский Совмин принял Постановление №1164 «Об утверждении критериев отнесения объектов к числу подлежащих обязательному оборудованию средствами системы видеонаблюдения за состоянием общественной безопасности».
Этими документами были определены категории объектов, которые должны оснащаться техническими средствами обеспечения безопасности в обязательном порядке. К ним, в частности, были отнесены: объекты, представляющие повышенную техногенную и экологическую опасность, условно уязвимые в диверсионном отношении, прежде всего – связанные с радиационной опасностью; транспортные объекты (аэропорты, вокзалы, станции, стоянки, посадочные платформы, вестибюли, тоннели, пешеходные путепроводы основные магистрали); объекты спортивного назначения, культуры, питания, образования и здравоохранения, а также места для проведения массовых мероприятий с единовременным пребыванием граждан в количестве 100 и более человек.
«Картинка маслом»
Несложно заметить, что основным сегментом создаваемой в стране системы безопасности являются системы видеонаблюдения. Масштабная работа, проведенная в канун ЧМ-2014, позволила оборудовать видеокамерами почти 16 тысяч объектов. Благодаря этому, как отмечают в МВД, в 2015 году удалось раскрыть более 800 преступлений. В столице, которая, разумеется, лидирует в части оснащения видеокамерами, уже даже говорят о создании системы «Безопасный город» по подобию принятой в Российской Федерации национальной программы обеспечения безопасности. В Минске есть даже несколько объектов, на оснащение которых системами видеонаблюдения владельцами потрачено от $50 тыс. до $100 тыс.
Справедливости ради нужно отметить, что за пределами минской кольцевой этот процесс идет намного медленнее, прежде всего, по причине проблем с финансированием. Однако позитивный тренд – налицо. В последнее время, например, оборудование видеонаблюдением включается в бюджеты работ по подготовке городов Беларуси к проведению знаковых мероприятий.
Как говорят эксперты «Дела», основными потребителями на этом рынке являются две категории – государственные организации и частные компании. Доля физлиц – ничтожна. Причем, если «частники», как правило, предпочитают качественные системы известных производителей, то госструктуры выбирают по цене, в результате чего многие объекты, по мнению специалистов, оснащены китайскими камерами с низким качеством «картинки».
«Частные компании больше ориентированы на качество получаемого продукта: полный охват контролируемой территории, входов, выходов, въездов и т.д., уделяя большое внимание получаемому изображению. Государственные же учреждения сильно ограниченны в бюджете и могут удовлетворить лишь базовые потребности в видеонаблюдении, например, установить камеры только по периметру и на входе, поэтому, зачастую, такие заказчики ориентированы на низкую стоимость предлагаемого решения. Физические лица, зачастую, и вовсе не готовы потратить внушительную сумму на системы безопасности», - говорит Василий Перевощиков, инженер систем безопасности ООО «Безопасность плюс».
Тем не менее, ситуация постепенно меняется к лучшему. Как говорят эксперты, в настоящее время основную часть белорусского рынка занимают системы безопасности от отечественных и российских производителей. Причем, тенденция такова, что наибольшую популярность начинают приобретать комплексные решения по обеспечению безопасности, в том числе различные виды интегрированных систем.
В МВД говорят, что сейчас в оперативно-дежурные службы поступают сигналы с более 4,6 тысяч видеокамер – это лишь около 25% установленных в стране систем. Во многом это происходило из-за отсутствия жестких единых требований к техническим стандартам и порядка сертификации такого оборудования.
Поэтому в МВД была поставлена задача создания комплексной системы мониторинга безопасности. В целях унификации технических требований к телевизионным системам видеонаблюдения и интеграции локальных телевизионных систем видеонаблюдения в единую систему Совет Министров Республики Беларусь уже принял Постановление №753 от 11 сентября 2015г. «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2012г. №1135 «Об утверждении Положения о применении систем безопасности и телевизионных систем видеонаблюдения». Оно конкретизировало технические требования, которым должны отвечать системы видеонаблюдения. Как сообщается, унификация требований продиктована реализацией программы по созданию единой республиканской системы видеонаблюдения с включением в нее локальных систем и возможностью мониторинга этой видеоинформации службами безопасности. Наряду с конкретными техническими требованиями документом впервые закреплено, что средствами системы видеонаблюдения должна обеспечиваться возможность передачи видеоинформации в систему видеонаблюдения за состоянием общественной безопасности с учетом резерва в режиме трансляции видеосигнала максимального разрешения. В перспективе по всей стране будут созданы городские, а затем и региональные центры видеомониторинга общественной безопасности. Это – хороший знак для игроков рынка, среди которых превалируют именно частные компании, поскольку речь идет о новых заказах и значительных объемах.
Кроме качественного роста, рынку видеонаблюдения есть еще куда развиваться и «вширь». К примеру, система видеонаблюдения в Минском метрополитене на начало прошлого года включала в себя около 1300 видеокамер, но это – далеко не предел. Во-первых, старые камеры постоянно меняются на новые, во-вторых, строится новая ветка и новые станции, которые также нужно оснащать, в-третьих на метрополитене начата программа оснащения камерами не только станций, депо и переходов, но и подвижного состава.
Массово оснащается видео пассажирский автопарк. Как рассказал генеральный директор ГП «Минсктранс» Леонтий Папенок, во втором квартале текущего года всех минских контролеров оснастят видео- и аудиорегистраторами, а на всех остановках общественного транспорта появятся видеокамеры.
«Уже закуплено первых 29 камер. Они будут устанавливаться на остановках вместе с табло с электронным расписанием транспорта. Первые камеры появятся на остановках до 10 февраля», – сообщил руководитель «Минсктранса».
Сделано в Беларуси
Несмотря на преобладание импорта в представленных на отечественном рынке системах безопасности, в нашей стране уже есть собственные интересные, подчас уникальные разработки в этой области.
Например, УП «АДАНИ», которое является лидером в области рентгеновской досмотровой техники не только в нашей стране, но и во всей Восточной Европе. Техника компании установлена на таможне, объектах метрополитена, в аэропорту «Минск», обеспечивает безопасность многих государственных учреждений и критически важных объектов. При этом на долю внутреннего рынка приходится… менее 1% продаж компании в данном сегменте! Основной объем продукции уходит на экспорт – в Россию, другие страны бывшего Союза, ОАЭ, стран Европы, Африки и Азии, и даже в США. Только в РФ оборудованием белорусского производства оснащены 22 аэропорта, а также ряд других объектов транспортного комплекса.
В прошлом году ажиотаж на выставке «Армия-2015» вызвал противотаранный комплекс (устройство для остановки колесного транспорта) производства белорусского СЗАО «Завод СантЭкс». Эта модель была разработана специалистами предприятия совместно с конструкторским бюро института НАМИ АН Беларуси. Как считают специалисты, цена белорусского устройства – намного ниже, чем у российских аналогов, а возможности – значительно выше. Не случайно к белорусской разработке уже проявило интерес российское военное ведомство.
Производятся у нас и камеры видеонаблюдения. Рост этого рынка, как говорилось выше, имеет такой значительный потенциал, что в китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень» уже обсуждается возможность реализации инвестпроекта по строительству завода по производству систем видеонаблюдения. Предполагаемые инвестиции – около $5 млн, причем, срок окупаемости очень хороший – всего 3 года. Основными рынками сбыта могут стать страны Таможенного союза и Украина. По оценкам авторов проекта, объем импорта видеокамер в страны региона сегодня составляет около $300 млн., а среднегодовой темп роста импорта в Россию – 12% и постоянно растет. По оценкам экспертов, доля российского рынка в общемировом объеме продаж камер видеонаблюдения к 2016 году может достичь 4-5%.
Пока петух не клюнул…
Хотя рост рынка систем безопасности подстегивается, так сказать, «естественным путем», за счет растущего количества рисков, специалисты отмечают, что правительства многих стран также стимулируют этот рост путем принятия соответствующих законодательных и нормативных актов, а также долгосрочных программ.
Отчасти в Беларуси этот процесс также имеет место, поскольку правительством определены категории объектов, требующие обязательной охраны. Однако, как считают многие эксперты, процесс их оснащения техническими средствами (ТС) фактически отдан на откуп владельцам объектов, которые действуют по собственному разумению. До сих пор у нас, за исключением, может быть, по-настоящему опасных техногенных объектов и правительственных зданий, нет четкой регламентации – какими ТС, с какими техническими характеристиками, в каком количестве и каких точках должны оснащаться те или иные здания и сооружения. Как нет и деления объектов на категории опасности по степени возможных угроз и анализу рисков.
Понятно, что безопасность – сугубо затратная статья для любого собственника, а потому (особенно в сложных экономических условиях последних лет) без должного надзора со стороны государства, он будет всеми силами стараться сэкономить на этом – авось пронесет… Ведь даже видеокамера – видеокамере рознь: можно поставить IP-камеру с интеллектуальной составляющей за $5-20 тыс., а можно – аналоговое устройство китайского производства за Br1-1,5 млн., на котором и силуэт-то с трудом разглядишь, не говоря о личности или приметах нарушителя. Но и в том, и в другом случае требования законодательства будут считаться выполненными.
Кроме того, многие страны частично финансируют оснащение системами безопасности важных объектов из госбюджета. Достаточно вспомнить ту же Россию, где много лет работает Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте и ряд других программ финансирования. Такие меры значительно повышают интерес владельцев объектов к приобретению качественного современного оборудования и к по-настоящему грамотной защите зданий и территорий. А заодно – «разогревают» рынок систем безопасности. Конечно, Беларусь – не Россия, у нас не те возможности, и пока (!) значительно меньшие риски. Но долго ли еще наша страна сможет оставаться «островком безопасности», если вокруг – и на Западе, и на Востоке – угрозы уже достигли критического уровня? Не лучше ли начать решать проблему заранее, чем делать это впопыхах и намного дороже, когда «петух клюнет»?..
Источник